Пятьдесят лет

…исполнилось вчера модели Checker Cab A8, которая, является таким же неотъемлемым символом истории Нью-Йорка, как Статуя Свободы или Эмпайр Стейт Билдинг.

Эта история началась в 1921 году, когда Моррис Маркин, иммигрировавший в штаты из России, возглавил корпорацию Commonwealth Motor. Переименовав организацию в честь основного заказчика – Checker Taxi Company из Чикаго – Маркин, в отличие от других производителей, которые переделывали в такси серийные модели, решил не «распыляться» и выпускать только такси. Нетребовательный в эксплуатации и привлекающий классической простотой Checker Cab приехал из провинциального города Каламазу (штат Мичиган, США) завоевывать мегаполисы. Зеленовато-бежевые и канареечно-желтые машины Checker, опоясанные орнаментом «в шашечку» быстро завоевали популярность.

Ровно 50 лет тому назад появился знаковый Checker A8: последующие лишь копировали его, даже не меняя буквы в названии.

Конечно, фары, решетки радиатора, бамперы и 5,4-литровые моторы V8, которые для них поставлял Continental, а позднее Chevrolet, менялись, но концепция и стиль стальных коней не поддавались ни коррозии, ни прогрессу. Из серии в серию переходили прочный кузов, просторный, на семь пассажиров, салон, скромный кокпит, тонкий руль большого диаметра и более чем спартанская комплектация. Через некоторое время модели Checker, от A8 до A12, заполонили улицы крупных городов.

Впрочем, у Checker имелись и недостатки: он был настоящим «выпивохой» и требовал около 20 литров топлива на каждую сотню. В начале 80-ых бензиновый кризис и конкуренты из Детройта, выпускавшие более экономичные модели, привели компанию к финансовым затруднениям. Объемы производства в Каламазу снизились с 1000 такси в день до каких-то 3000 в год. А 12 июля 1982 года, спустя 60 лет с момента своего появления, с конвейера завода в Мичигане сошел последний Checker, поставив на прощание своеобразный рекорд – ни один автомобиль в США не производился столько лет подряд без перерыва.

Какое-то время они еще ездили по Манхеттену, но воскресным днем августа 1999 года такси под номером 1N1 отправилось в последний рейс. С исчезновением Checker Cab закончилась целая эра, ведь, наряду с небоскребами и зеленью Центрального парка он формировал городской пейзаж. Как это часто бывает, «после смерти» модель снискала признание коллекционеров: последний экземпляр нью-йоркского такси, 20 лет верой и правдой прослуживший на благо жителей и гостей Большого Яблока, накрутивший на счетчик более 1,6 миллиона км, был продан на аукционе Сотбис в декабре 1999 года за $134 000.