Пристегните ремни!

Удивительно, но факт - если шлем и комбинезон стал основой экипировки гонщиков еще в начале шестидесятых, то ремни безопасности появились на болидах Ф1 только в 1972 году.

Нынешний высочайший уровень безопасности пилотов Формулы-1 в первую очередь обеспечивается карбоново-волоконным монококом, специализированным индивидуально подогнанным креслом, шлемом и комбинезоном. Однако нельзя забывать и еще одного ключевого средства защиты – ремней безопасности. Это устройство знакомо каждому, кто хотя бы раз сидел в современном автомобиле. Но если на обычных дорогах водитель и пассажиры частенько в угоду излишнему комфорту и с надеждой на подушку безопасности игнорируют эти «ремешочки», и даже выскакивающий из кустов гаишник не в состоянии изменить положения вещей, то на трассе Ф1 никого заставлять пристегиваться не нужно. Правда, это не самая существенная разница между ремнями безопасности в обычных автомобилях и в гоночных болидах.

Во-первых, ремни безопасности в болидах Ф1 имеют конструкцию, сходную с той, что используется пилотами реактивных истребителей. Это шеститочечная конструкция с шестью скрепленными одним замком ремнями - двумя плечевыми, двумя тазобедренными и двумя наножными. Во-вторых, плотность «сжатия». Даже если кто-то, совершенно случайно, ездил в обычном автомобиле пристегнутым ремнями безопасности, он не испытывал ничего даже отдаленного напоминающего ощущения пилота Ф1. Ремни в болиде так плотно прихватывают пилота к креслу, что он сам даже не в состоянии их пристегнуть – перед стартом ему в этом помогают механики. При этом гонщик имеет минимальную степень свободы – только чтобы беспрепятственно рулить, переключать имеющиеся на руле органы управления и пользоваться педалями. Однако, в случае необходимости, гонщик может быть извлечен из кокпита за пять секунд - центральный замок ремней позволяет мгновенно отстегнуть их одним нажатием на кнопку.

В-третьих, к «формульным» ремням предъявляются куда более жесткие требования, нежели к гражданским. По стандарту ФИА (8853/98) каждый элемент крепления ремней должен выдерживать нагрузку не менее 14,7 килоньютонов (или 1470 килограммов). Неудивительно, что их изготавливают из титана ( а некоторые элементы – из нержавеющей стали и поликарбоната). Материал самих ремней также заслуживает особого внимания. С целью поиска компромисса между прочностью и эластичностью – ремни в момент аварии должны уберечь гонщика от удара о рулевую колонку и одновременно не должны сами нанести ему повреждений – в качестве материала для их изготовления применяют ткани из полиэфирного волокна с вплетенными кордовыми волокнами. Ширина плечевых и ножных ремней колеблется в пределах 44 – 76 миллиметров, тазобедренных – в пределах 50 – 76 миллиметров.

Удивительно, но факт - несмотря на то, что за время своего существования Формула-1 постоянно совершенствовалась как в плане правил и в техническом плане, так и вопросах безопасности, потребовалось слишком много времени, чтобы доказать исключительный вклад в защиту жизни пилота ремней безопасности. В итоге, если шлем и комбинезон стал основой экипировки гонщиков еще в начале шестидесятых, то ремни безопасности появились на болидах Ф1 только в 1972 году.

А с 2003 года ремни безопасности дополнились системой HANS (Head And Neck Support), защищающей голову и шею гонщика. Система состоит из специального каркаса, закрепляемого на плечах пилота с помощью плечевых ремней безопасности, к которому в свою очередь привязывается шлем. В результате, в момент лобового удара удается избежать смертельных нагрузок на шею и смертельных ударов головой…